Перевозчик / Допуск к МДП(TIR)

Что такое  (TIR) МДП ?

 

Каждый из нас видел табличку T.I.R. на грузовиках — это и есть аббревиатура, которая с французского переводится на русский язык — как МДП «Международные дорожные перевозки» (Transports internationaux routiers).

Процедура МДП позволяет осуществлять международные грузоперевозки автомобильным транспортом. Процедура МДП достаточно стара и регламентируется Конвенцией МДП 1975 года. В Европе эта процедура уже не очень популярна, поскольку там используется более простая процедура Т1 (Т2). Однако для перевозок из стран Евросоюза в другие страны процедура МДП все еще актуальна.

1.МЕСТО T.I.R. В РОССИИ.

В России процедура МДП практически не имела альтернатив, но все очень поменялось в 2013 году, когда Федеральная таможенная служба  затеяла конфликт с Национальной гарантийной Ассоциацией АСМАП. Предлогом для спора стали имевшиеся задолженности АСМАП перед ФТС. Реальные причины — передел рынка грузоперевозок в пользу иных гарантирующих объединений. Фактически, ФТС своим приказом запретила перевозки по процедуре МДП в России.

Скандал между ФТС и АСМАП дошёл до самых высших эшелонов власти, это сопровождалось эмоциями, но «свято место пусто не бывает» и бизнес достаточно быстро смог найти альтернативные варианты ввоза и активно использует их и сейчас.  Сейчас процедура МДП не столь популярна в России, как ранее, однако все равно используется, хотя и с ограничениями. Для многих процедура МДП остается удобным механизмом для экспорта из России. Если Вы ввозите товары из Европы транзитом через Республику Беларусь — то здесь ничего не поменялось, Беларусь активно применяет систему МДП.

Приказом ФТС России от 14.12.2015 № 2568  был ограничен перечень пунктов пропуска, через которые допускается ввоз товаров по процедуре МДП.

Ошибочно считать, что не имея допуск к процедуре МДП нельзя осуществить международную перевозку. Это не так. Любую международную перевозку можно осуществить и с применением обычной накладной CMR (если речь об автомобильном транспорте). Однако международная перевозка с применением книжки МДП (TIR) процедурно гораздо легче и удобнее.

2. В ЧЕМ СМЫСЛ ПРОЦЕДУРЫ

Процедура МДП позволяет перевозить товары по странам-членам Конвенции МДП без применения обеспечения уплаты таможенных платежей. Что это за обеспечение, спросите Вы? Опишем доступным языком. Всем известно понятие, например, «подозреваемый выпущен под подписку о не выезде». То есть, если выпускаемый человек интересен государству, государство принимает меры, которые не позволили бы ему просто так сбежать. Это как залог. Этот пример — аналогия понятию «обеспечение уплаты таможенных платежей». Таможня, разрешая машине с грузом проехать по территории страны, применяет меры, которые не позволили бы этой машине просто так пропасть, а государству потерять пошлины с товара. Такая «подстраховка» государства может обеспечиваться не только деньгами, но также и договорами страхования, залога и проч. Причем сказанное относится не только к российской таможне, а к таможням всех стран.

А теперь представьте, если груз, например, следует, из Венгрии в Россию. Перевозчик должен внести деньги (или заключить договор страхования) в Венгрии, Украине и России. Если таможенные платежи в каждой из этих стран составляют хотя бы 10 000 долларов, перевозчик должен возить с собой наличкой 30 000 долларов или оплачивать все это безналом заблаговременно (или заключать договор страхования). Согласитесь, это неудобно. Вот и была придумана процедура, которая позволяла бы использовать один документ как гарантию обеспечения уплаты таможенных платежей во всех странах, по которым следует машина с грузом.

Скачать брошюру об истории системы МДП с официального сайта МСАТ.

 

3. КНИЖКА МДП (CARNET T.I.R.).

Книжка МДП как раз и является таким документом.

Открыв ее, перевозчику нет необходимости вносить обеспечение уплаты таможенных платежей ни в одной из стран, где он будет ехать, если эти страны являются членами Конвенции МДП. В нашем примере перевозчик, открыв одну книжку МДП, сможет без проблем проехать по территории Венгрии, Украины и России. И ни на одной границе не вносить никаких денег в виде залога.

Книжка МДП гарантирует уплату таможенным органам таможенных платежей в размере до 60 тысяч Евро в случае, если груз был утрачен (и соответственно, платежи в отношении этих товаров не взысканы).

Сама идея книжки МДП очень проста. Она представляет собой бумажный документ в виде парных комплектов листов, сшитых в желтую обложку. Одна пара листов используется для проезда по территории одной страны — белый лист используется при въезде в страну и отрывается в таможне въезда (при экспорте — это таможня отправления), а зеленый лист отрывается при доставке товара в таможню назначения либо при выезде с территории страны (в случае транзита). При отрыве листов в книжке остаются корешки с соответствующими отметками таможен, по которым можно проследить всю историю перемещения груза. Процедура считается пройденной без проблем по территории одной страны в случае, если оторваны оба листа (белый и зеленый) и имеются соответствующие отметки в корешках. Книжки МДП бывают с разным количеством листов — от 4-листовой (соответственно, она позволяет проехать по территориям двух стран) до 14-листовой (для проезда по территориям 10 стран). Перевозчик выбирает себе книжку МДП в зависимости от длины планируемого маршрута. Каждая книжка МДП имеет уникальный номер, состоящий из двух букв и семи цифр.

4. КАК УСТРОЕНА ГАРАНТИЙНАЯ СИСТЕМА МДП?

Понятно, что страховой пул в размере 60 тысяч Евро на одну книжку МДП должен кем-то гарантироваться. Гарантийная система МДП двухуровневая. Она состоит из Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ), располагающегося в Женеве, и национальных гарантийных ассоциаций, которые размещаются в каждой из стран Конвенции МДП. В России, например, такой Ассоциацией является АСМАП, в Белоруссии — БАМАП, в Литве — LINAVA, и так далее.

МСАТ представляет собой центральный офис с функциями основного гаранта, также МСАТ печатает книжки МДП. Национальные Ассоциации осуществляют допуск перевозчиков к процедуре МДП и в случае недоставки товаров на территории страны следования, Ассоциация этой страны уплачивает таможне платежи, которые подлежали бы уплате, если бы груз был успешно доставлен и растаможен.

Например, если груз, перемещаясь по процедуре МДП по территории России, где-либо пропал (похищен, утрачен), то ответственность за возмещение российской таможне неуплаченных платежей несет как перевозчик, так и национальная гарантийная ассоциация на территории России (АСМАП) в пределах 60 тысяч Евро. Гарантийная Ассоциация также осуществляет иные функции — выдает и принимает книжки МДП, принимает решение о включении организации-перевозчика в члены АСМАП, участвует в допуске перевозчика к процедуре МДП. Подробно о работе АСМАП можно ознакомится на ее официальном сайте.

5.ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КНИЖКИ МДП (CARNET TIR).

Рассмотрим на примере России частный случай использования книжки МДП. Предположим, груз едет из Котки (Финляндия) назначением в Ярославль (Россия).

Финляндия. Перевозчик заполняет обложку книжки, где вписывает сведения о себе и основные сведения об этой грузоперевозке. После загрузки на основании международной накладной CMR перевозчик заполняет грузовой манифест, где указывает описание перемещаемого груза. Как правило, эти действия выполняет грузоотправитель, а перевозчик только расписывается и ставит печать организации.

Сведения в грузовом манифесте заполняются «под копирку» и дублируются во всех отрывных листах книжки МДП. То есть таможенник в любой другой стране увидит в этой книжке МДП те же сведения о грузе, что увидел таможенник страны, где перевозка началась. В нашем случае книжку МДП откроет финская таможня, где находится отправитель товаров — в городе Котка. Она оторвет белый лист книжки МДП и внесет соответствующие отметки в корешок, оставшийся от этого белого листа. При доставке товара в таможню назначения Финляндии (в данном случае это таможня, через которую товар вывозится с территории Финляндии), эта пограничная таможня Финляндии оторвет зеленый лист. Для территории Финляндии эта перевозка считается завершенной. Завершение перевозки осуществляется при соблюдении ряда условий, которые касаются доставки груза (целостность пломб, отсутствие изменений в документах и проч.).

Россия. При ввозе товара через Выборгскую таможню действия российских таможенников по сути аналогичны действиям финских таможенников. По корешкам от предыдущей пары листов таможенник в Выборге проследит, завершена ли должным образом эта перевозка на территории Финляндии.

При соблюдении условий грузоперевозки, целостности пломб и документов, Выборгская таможня отрывает белый лист следующей пары листов книжки МДП и вносит соответствующие отметки в корешок. Таможня устанавливает перевозчику место и срок доставки товаров (Ярославская таможня). В таможне Выборга данная перевозка остается на контроле до момента получения информации от Ярославской таможни о ее завершении.

В России в качестве дополнительной меры безопасности перевозки таможня использует также сейф-пакет (для исключения подмены сопроводительных документов — инвойс и т.д.). В нашем случае все документы перевозчика будут помещены в этот сейф-пакет.

По прибытии в Ярославскую таможню перевозчик предъявляет груз и документы на него. Таможенник проверяет целостность сейф-пакета, соблюдение срока доставки груза, целостность пломб и документов и отрывает зеленый лист книжки МДП, в корешке от которого проставляет сведения о доставке. С этого момента перевозка по этой книжке МДП считается завершенной. Таможенник направляет электронное подтверждение в таможню отправления (Выборгская) о завершении доставки товаров по книжке МДП. С этого момента перевозка считается снятой с контроля.

Вот так выглядит перевозка с использованием книжки МДП. Удобно, не правда-ли? Перевозчик нигде не платил обеспечение уплаты платежей, не заключал договоров страхования. Что не менее важно, эта система очень удобна и для таможенников — книжка МДП не разделяет перевозку в зависимости от страны, она позволяет отследить всю цепь грузоперевозки — от отправителя до грузополучателя. И опытный таможенник в этой истории грузоперевозки может увидеть очень многое.

6. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ТОВАРОВ ПО КНИЖКЕ МДП

В данной статье мы отметим только важнейшие особенности использования книжки МДП:

  1. Carnet TIR НЕ может быть использован для перевозки крепкого алкоголя (позиции ТН ВЭД 2207 и 2208) и табачных изделий (позиции ТН ВЭД 2402 и 2403). Из таких товаров по книжкам МДП может перевозиться только пиво и вино, а также табак-сырец. Много лет назад применялись книжки МДП с повышенным пределом гарантии (200 тысяч Евро) как раз для перевозок алкоголь/табак, но в настоящее время они не применяются.

При перевозках в странах ЕС товаров «повышенного риска» (High Risk Goods — HRG) требуется дополнительная гарантия в 50000 Евро. Это оформляется разово в своей национальной Ассоциации (в России — АСМАП). К таким товарам относятся:

Еще раз — эти ограничения по товарам «высокого риска» существуют только при перевозке таких товаров в странах ЕС.

  1. При перевозке по книжке МДП в случаях, если есть основания полагать, что товар не будет доставлен, таможня все же может применить определенную дополнительную меру — сопровождение (физическое сопровождение груза должностным лицом, статья 23 Конвенции МДП).
  2. Carnet TIR используется для перевозки одной партии товаров автомобильным транспортом. То есть одна книжка МДП не может быть использована многократно. При этом книжка МДП допускает доставку груза нескольким получателям (до четырех).
  3. Книжка МДП может применяться также и при мультимодальной перевозке (перевозка несколькими видами транспорта). То есть, например, контейнер может перевозиться по процедуре МДП, затем морем, а потом может быть погружен на грузовой автомобиль и перевозиться опять с использованием книжки МДП. Вот неплохой ролик , изображающий применение книжки МДП при мультимодальных перевозках.
  4. Транспортное средство, перевозящее товары по процедуре МДП, должно быть допущено к перевозке под таможенными печатями и пломбами.

 

7. ВЫГОДНО ЛИ ПОЛУЧЕНИЕ ДОПУСКА К ПРОЦЕДУРЕ МДП (TIR)?

Безусловно, если Ваша деятельность связана с международными автомобильными перевозками, Вам нужна удобная процедура для перевозки грузов. После конфликта с ФТС России позиции процедуры МДП сильно утрачены. Однако она все еще интересна для экспорта, а также если Вы ввозите импорт через Республику Беларусь и в ряде иных случаев.

 

 

г. Москва
+7 (495) 532 77 67 

Заказать звонок

 

BEZBROKERA.RU
We know how!*
(мы знаем как)